Профориентация

 

Трудоустройство молодежи...

развернуть

Мероприятия военно-профессиональной направленности граждан

развернуть

С мероприятиями военно-профессиональной направленности граждан можно познакомиться перейдя по ССЫЛКЕ!

свернуть

Официальные сайты о профессиях

развернуть

 

Министерства образования Республики Беларусь www.minedy.unibel.by

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by
Национального института образования www.adu.by
Академии последипломного образования www.academy.edu.by
Главного информационного-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь www.giac.unibel.by
Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи www.repom.edu.by
Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях , правилах приема , результатах конкурса и находится на сайте: http://www.abiturient.by
Информация об учреждениях образования, специальностях, специализациях, квалификациях, формах, сроках и стоимости обучения, вступительных испытаниях, адресах, телефонах ССУЗов http://www.tamby.info. Инфрмационный портал
свернуть

Формула выбора профессии

развернуть

    Какой выбор профессии следует считать успешным? Тот, при кото­ром совпадут три В — Возможность, Влечение, Востребованность.

  • Возможность — наличие способностей именно к данной работе, соответствие особенностей личности специфике выбранной профессии, отсутствие медицинских или психологических противопоказаний к ней.
  • Влечение — желание выполнять конкретную работу, интерес к ней, увлеченность, направленность именно на эту деятельность.
  • Востребованность — потребность общества в работниках этого профиля. Определяется спросом на рынке труда и готовностью работодателей платить им достойную заработную плату.

    Когда три В совпадают, человек доволен делом, которым занима­ется, своим местом работы, должностью, достижениями, видит пер­спективы для профессионального роста, зарабатывает на достойную жизнь. Увлеченность трудом и возможность раскрыть в нем свои способности ведут к тому, что труд оказывается результативным и достигается высокий уровень профессионализма. Как следствие, окружающие тоже довольны таким человеком и его делами, он пользуется заслуженным уважением. Получается заколдованный круг: если человек охотно выполняет востребованную в обществе работу, он достигает хороших результатов, обретает материальный достаток и признание окружающих, и, как следствие, его увлеченность трудом еще более возрастает.

 Успешно выбранная профессия — та, которая соответствует воз­можностям человека, которой он увлечен и которая востребована обществом.

Это замечательное высказывание можно представить в виде следующей формулы:

ХОЧУ – МОГУ – НАДО

 

или в виде треугольника

Я хочу - мои мечты и желания.
Я могу - мои умения и навыки.
Надо - то, что востребовано сегодня.

Поисследуйте себя!

Я хочу.
Я хочу с точки зрения своих текущих желаний. У меня ведь есть идеи о том, кто сколько зарабатывает, где стоит учится, что говорят окружающие о людях той или иной профессии. 
Я хочу с точки зрения моих мечт (быть ветеринаром, помогать людям, или быть женой президента).
Я хочу с позиции моих детских грёз и фантазий. А психологи считают, что именно в играх 5-7 летние дети проявляют своё истинное предназначение.

 

Я могу. 
Я могу с позиции моего физического состояния. Что-то противопоказано здоровьем, на другое не хватает физической силы или модельной внешности. 
Я могу с точки зрения моих знаний. Знаний компьютера, языков, учебных предметов.
Я могу с точки зрения моих родителей. А именно их финансовой возможности (учится в своём городе или за рубежом, на коммерческой или бюджетной основе).
Я могу с точки зрения моего аттестата и возможностей моего города.

Надо.
Надо с точки зрения семьи. Быть может ребёнок будет продолжать семейный бизнес или семейные традиции. 
Надо с точки зрения сегодняшнего запроса в городе где я живу.
Надо с точки зрения страны где я живу. 
Надо с точки зрения того, что будет востребовано через 5-10-15 лет. 

    Человек будет удовлетворен только в том случае, если ему уда­стся соединить все эти стороны в стройную геометрическую кон­струкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действи­тельно равны друг другу.

Так что попробуйте немного заняться жизненной геометрией и нарисуйте собственный подобный треугольник. Если стороны получаются слишком неравнозначными, значит, вас явно занесло не туда. 

    Помните:чтобы выбрать для себя тот или иной тип занятости, нужно вспомнить, к чему вы испытывали особое влечение с самого детства, кто был вашим кумиром, каких знакомых ваших родителей вы заваливали вопросами об их профессии. Анализ этой информации поможет вам правильно выбрать свою специальность, свое дело. Сколько людей страдают из-за того, что ког­да-то сделали неправильный выбор! Не стоит выбирать профессию, ориентируясь на советы знакомых, на возможные высокие заработки или престиж. Прислушайтесь к голосу своего сердца, протестируйте себя самостоятельно или вместе с профессионалами, и тогда потом вам не о чем будет сожалеть. Вы сделаете безошибочный выбор.

свернуть

Пришло время определяться с профессией! С чего начать?

развернуть

   

Первое – составьте таблицу: в первой графе напишите список профессий, которые вам нравятся или которыми бы вы хотели заниматься, а во второй графе – почему? Чем нравиться или привлекает эта специальность. Например: бухгалтер – люблю считать цифры, домохозяйка – люблю готовить, наводить уют, заботиться о близких.

    Второе – отложите в сторону вашу таблицу.  И уединившись, чтобы никто не мешал, подумайте о том, как вы представляете свою жизнь:

А. Семья будет ли она у вас?

Дело в том, что семья предполагает  некие ограничения. Так, например, большинству супругов не нравятся частые или долгие командировки, откровенные образы и поведение, публичная жизнь и т.д. Или желание стать известной актрисой плохо сочетается с желанием иметь крепкую большую семью. Конечно, в каждой счастливой истории есть свои исключения, но это только исключения, и стоит приложить не малые усилия, чтобы они стали реальностью.

Б. Планируются ли дети, если «да» то сколько?

Почему это важно. Можно сколь угодно долго говорить о том, что дети карьере не помеха и можно всё и везде успевать. Но факт остаётся фактом: по крайней мере, год после рождения, ребёнок нуждается в маме безраздельно, почти круглосуточно. Не в бабушке и няни, а именно в маме! Плюс ко всему то, время пока ребёнок не пойдёт в сад, а это с учётом болезней и периодом адаптации около 4-5 лет. Дети также предполагают и финансовые затраты.  Эти требования финансовые и временные, необходимо учитывать.

В. Хотите ли вы быть финансово не зависимыми от мужа (жены) и родителей, т.е. опираться только на себя в финансовом плане?

От этого также зависит то, какую профессию вы для себя изберёте. Например, в период беременности и первых 3-4 лет после рождения ребёнка вам необходимы будут накопления, высокая сумма декретных выплат или финансовая помощь родных. Если вы не хотите финансово зависеть от своих родных необходимо выбирать профессии, которые предполагают высокий уровень дохода.

Г. Какой уровень дохода вы хотите иметь?

В это понятие входит: где вы хотите жить, сколько раз и где отдыхать, в какую одежду одеваться и т.д. Например, вы хотите жить в большом красивом доме, ездить заграницу, и покупать одежду известных брендов, а хотите стать медсестрой (профессия, которая не предполагает больших доходов) при этом, вы хотите быть не зависимы от мужа и родителей – явное противоречие.

Д. Как вы отдыхаете? Сколько времени вам для этого требуется, на сколько вам важны ваши хобби и увлечения?

Дело в том, что некоторые профессии не оставляют времени на увлечения и предполагают полное погружение в работу, если вы хотите добиться успеха. И это нужно также учитывать.

После того как вы ответили на эти вопросы, возьмите список профессий, которые вам нравились и протестируйте по этим 5 пунктам.  Останется не так много специальностей, которые будут удовлетворять этим требованиям.   

   Третье - определите свой тип характера: есть люди, для которых крайне важна «командность», им важен режим и внешний контроль, такие люди, если и берутся за дистанционное обучение, никогда его не заканчивают. В детстве им сложнее даётся домашняя работа, чем, задания, выполняемые в классе… А есть те, которые легко могут себя само организовать, и для них внешний контроль губителен. Определите, в какой категории находитесь вы – командный вы игрок или одиночка. Теперь проанализируйте оставшиеся профессии, подходят ли они вам.

После этого задания, у вас останется одна или две профессии, которые вам подходят.

     Следующий этап и он последний – это проверочный. Вам необходимо проверить на практике, нравиться ли вам эта профессия, подходит ли она по вашим критериям? Для этого на время каникул можно попробовать устроиться помощником на работу, которой бы хотели заняться, если такой возможности нет, тогда наблюдайте, смотрите видео, читайте интервью, ищите любую информацию о той работе, которой вы бы хотели заниматься. 

свернуть

Основания выбора профессии

развернуть

 

    Было бы неверно говорить о том, что профессию мы «выбираем раз и навсегда». Многие люди, прежде чем самореализоваться в своей работе, прошли путь «проб и ошибок», без которых они не получили бы самого важного для своего профессионального и личностного становления – жизненного опыта.

    Итак, для человека крайне важно выбрать ту профессиональную деятельность, которая бы позволила ему в максимальной мере реализовать свой потенциал. Если это удается, то можно говорить о «деле жизни», которое позволяет человеку ощущать себя счастливым.

                Каким образом это можно сделать? На что мы будем обращать внимание?!

     С точки зрения Д. Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учетом:

  • своего образа «Я». Именно образ «Я» регулирует процессы интеграции, дифференциации и организации профессиональной карьеры. В образ «Я» включается собственно образ человека, способ мыслей о самом себе и оценка себя;
  • интеллекта: структуры общих способностей и способностей к обучению и научению;
  • специальных способностей: уровня развития общих и специальных способностей и их структуры;
  • интересов: тенденций поведения, проявляющихся в желании, поиске и выполнении человеком определенных видов деятельности;
  • ценностей личности: того, чего люди ожидают и что ищут для себя в трудовой деятельности. Ценности подразделяются на внутренние (содержательные) – то, что содержит в себе сам процесс труда и его непосредственный продукт как таковой, и внешние (сопутствующие) по отношению к процессу труда, такие как оплата, престиж, социльно-психологические условия;
  • отношения к труду, работе и профессии. Отношение к труду является производным от системы ценностей. Оно формируется в процессе становления карьеры, определяет эффективность и производительность деятельности;
  • черт личности – наиболее общих моделей поведения, оказывающих влияние на форму трудового поведения человека;
  • профессиональной зрелости. На разных этапах своего развития человек выбирает профессию различным образом. Человек, впервые выбирающий профессию, имеет значительно более широкое поле выбора, чем уже получивший профессиональное образование. Люди, имеющие семью и не имеющие, также обладают разным по объему полем выбора. Различно оно и у представителей разных социальных слоев. Уровень профессиональной зрелости определяется тем, насколько человек, выбирающий профессию, учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора.

 

свернуть

Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?...

развернуть

    В своей жизни мы выполняем различные дела. Но наиболее сфокусированы мы на том, что связано с нашей профессиональной деятельностью. Профессия в идеале должна быть «делом жизни» человека, а ее выбор – одним из важнейших выборов, который совершает человек. Только благодаря своему делу, человек становится тем, кто он есть.

   Человек, который подходит неосознанно к выбору профессии и своей работе, похож на путника без дорожной карты.

Л. Кэрролл «Приключение Алисы в стране чудес»

    Выбор профессиональной сферы должен делаться человеком как под влиянием ценностей, так и с учетом интересов и способностей. Сложность выбора определяется тем, что, решив заниматься одним делом, мы по умолчанию отвергаем другие дела, которые тоже могут представляться как значимые. И здесь важно быть рациональным и уметь услышать свой «внутренний голос». Только в этом случае мы сможем выбрать то дело, которое станет «делом жизни». Так вот, чтобы найти свое место в жизни тоже потребуется вложение сил. Для начала необходимо дать себе возможность узнать себя: свои возможности, способности, наклонности, плюсы и минусы. А затем направить себя к достижению благополучия и удовлетворения собой и своей жизнью.

В этом Вам поможет профессиональная ориентация.

Диагностика трех аспектов:

  1. Интеллектуальные способности, которые необходимы для выполнения той или деятельности. 
  2. Профессиональные предпочтения.
  3. Личностные особенности. Благодаря каким своим личностным качествам вы можете быть успешны в той или иной области деятельности.

 Например: У Маши хорошие математические способности и ее мама хочет, чтобы она пошла учиться на бухгалтера (маму можно понять - хорошая женская специальность, хотя и не только женская).

  Но характерологические особенности говорят о том, что человек не усидчивый. Поэтому хороший специалист не получится.  Она может быть успешна совсем в другой области.

    Консультацию по профессиональному самоопределению Вы можете получить у школьного психолога Сечко Алины Васильевны. Совместно мы сможем поисследовать ваши желания, возможности, способности и ваши потребности. Вы сможете лучше понять самого себя!

  Лучшее понимание себя, своих возможностей и способностей быстрее приведет к нахождению своего места в жизни.

 Сечко А.В., педагог-психолог

 

свернуть